Хозяин бизнеса и бизнес похожи, как близнецы-братья

Фраза: “Домашний питомец — отражение своего хозяина”, — уже давно перекочевала в сферу бизнеса. С одной стороны, это кажется естественным, но, если вдуматься, это может настораживать. Ведь не бывает идеальных людей. Да что там идеальных. Людей, просто способных упорядочить свою жизнь и идти по ней с наименьшими потерями и наибольшими приобретениями, при этом получая удовольствие, наберётся не так уж много. А свой бизнес хочется видеть именно таким.

Так что же, смириться с человеческим несовершенством и надеяться, что “кривая вывезет”? В одиночку стремиться сделать “как лучше”, чтобы всё “получилось как всегда”?

Чтобы понять, что делать, как навести порядок в своём бизнесе, зачастую бывает необходимо увидеть и беспристрастно оценить, какие ваши качества наиболее ярко отражаются в нём и куда ведут: тянут ли на дно, или подталкивают к новым высотам.

Постараемся разобраться, как это работает и на что следует обратить внимание.

От одиночки к организации

Для простоты предположим, что человек, решивший начать своё дело, поначалу сам выполняет всю работу. Протекает она от поставщика товаров или ресурсов через него, перерабатывается им, и готовый продукт поступает клиенту. Такой хозяин бизнеса вскоре начинает испытывать всё большее давление от нарастающей нагрузки, и возникает потребность переложить часть обязанностей на кого-то ещё, т. е. нанять персонал.

Поручая сегмент за сегментом своё дело всё большему количеству исполнителей, человек освобождается. Но так ли это на самом деле? Какие последствия это будет иметь? Как наладить бизнес-процессы? Как контролировать всех этих людей?

Знала я одного успешного предпринимателя, который сумел сплотить вокруг себя команду энергичных, компетентных сотрудников. Фирма развивалась и даже кризис 2008 года пережила без особых потерь.

Всё это его вдохновило, хотя, на самом деле, расслабило. Как “истинный” хозяин бизнеса, он стал заглядывать на работу только для сбора выручки, переложив все текущие дела на заместителей. Беспокоить себя позволял только по очень важным вопросам.

И, во-первых, не всегда принимал правильные решения, поскольку не был полностью в курсе происходящего. А во-вторых — теперь заместители решали, какие вопросы важные.

В итоге — падение доходов и нестабильное положение компании, которое усугубилось кризисом 2014 года. Фирму пришлось продать по заниженной цене.

Это один из типичных случаев, как мироощущение человека отражается на его бизнесе. Скажете: сам виноват, нужно было держать себя в тонусе, на то он и бизнес? Это правда лишь отчасти.

Давайте рассмотрим другой пример.

Один за всех … вокруг ни одного

Итак, шеф хоть и переложил многие рабочие процессы на своих подчинённых, но сам выдаёт им задания и контролирует результат. Он, по сути, становится потребителем их работы. В итоге психология сотрудников направляет все их действия на то, чтобы понравиться начальнику. О клиенте же — каждом клиенте, о котором начальник беспокоиться просто не может, они будут думать вскользь.

Основываясь на своём опыте, совпадающим с опытом моих коллег, могу сказать, что очень многие российские бизнесмены основной целью своей деятельности ставят прибыль и статус, предпочитая авторитарный стиль управления и загоняя подчинённых “под плинтус”. Это заставляет работников сосредоточиться только на своей зоне ответственности, а слаженность работы смежных подразделений и конечный результат остаются бесконтрольными.

Я, конечно, всё понимаю — в российской действительности зачастую лишь жёсткий менеджмент может спасти ситуацию. Но, как говорится, “есть же какие-то вещи…”.

Это приводит к массе авральных ситуаций, связанных с несогласованностью производственных и бизнес-процессов, и постоянному отвлечению шефа на устранение кризисных обстоятельств. Таким образом, начальник оказывается нагружен даже больше, чем тогда, когда он сам проделывал всю работу.

Ну и, разумеется, постоянно усиливающиеся напряжение и стресс, как внутри коллектива, так и у самого руководителя, ни к чему хорошему привести не могут. Эти факторы нарастают лавинообразно и, в конце концов, приводят компанию к кризису.

Зеркало красоты не прибавит

Довольно трудно увидеть в своём бизнесе своё отражение. А разглядеть, какие именно недостатки своего владельца он демонстрирует, и попытаться их устранить — тем более. Руководство людьми — не управление автомобилем: куда повернул, туда и поехал.

Настоящий лидер силён не только жёсткими управленческими навыками, которые, повторюсь, зачастую необходимы, но и умением понять внутреннюю, неосознанную мотивацию своих подчинённых, а главное — свою!

Например, руководитель отлично разбирается в производственных процессах, но ничего не смыслит в рекламе. Если он будет нанимать специалиста по рекламе, исходя из своих мироощущений и делового опыта, он и выберет ремесленника, подобного себе, который будет мыслить не творчески, а по логарифмической линейке.

Мало того, если вдруг случайно этот работник всё же окажется с искоркой в душе и превзойдёт своего шефа по креативности в рекламной сфере, скорее всего, такой человек долго не удержится на своём месте.

Если же шеф осознаёт этот свой недостаток, то он и работника правильного подберёт и нагрузку с себя снимет. Таким образом, проблемой является не наличие недостатка, а неспособность его увидеть. А даже если он виден, то нежелание его признать.

Поэтому гибкость и здоровая самокритика для руководителя не менее важны, чем решительность, с которой он может повернуть руль в ту или иную сторону. Bедь делать это нужно на исправном, хорошо отлаженном автомобиле.

Так как наладить бизнес и не стать заложником ситуации?

Если бизнес находится в стадии становления, стоит повнимательнее присмотреться к себе, выявить свои сильные и слабые стороны. Учитывая эти особенности, подбираем команду и организуем рабочий процесс, а затем всматриваемся в получившееся, как в зеркало.

В себе поменять коренным образом вряд ли что-то удастся. Но вот увидеть, какая из шестерёнок созданного вами механизма вдруг оказалась отражением какой-то вашей слабости и заменить её — вполне возможно.

В уже существующем бизнесе придётся направить свой взгляд снизу-вверх — от рабочих процессов к руководителю. То есть: выявить проблемы в непосредственной деятельности предприятия; понять, как команда справляется с ними или, наоборот, создаёт их; какие качества босса привели к образованию подобной команды.

Такой анализ — сам по себе процесс непростой. И заниматься им самостоятельно, не имея в этом должного опыта, а тем более тратить на это своё, по сути рабочее, время и моральные усилия — дело не для каждого. Да, собственно, это и не должно быть делом каждого. Для этого существуем мы — профильные специалисты.

Решать, оставаться в строю или выпасть из обоймы, конечно же вам.
Хотите остаться?
Я к вашим услугам.

Теги: , , , , , ,

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности.