Внутри и вне черепной коробки

Не спрашивай: “Что в твоей голове?”, а спрашивай: “В чём твоя голова?”

Одна из моих специализаций — бизнес-психолог. Но сейчас куда ни плюнь — обязательно попадёшь или в коуча, или в психолога. И поэтому меня регулярно спрашивают — какой именно я психолог.

Отвечаю: я — когнитивный психолог. Но на стезе чистого когнитивизма оставаться попросту невозможно, потому правильнее и честнее сказать, что я — психолог когнитивно-поведенческого направления. Не психотерапевт, нет. Именно бизнес-психолог.

Понятно, что тема когнитивности модная, у всех на слуху. Но давайте попробуем:

  1. определить, “что за зверь такой” эта самая когнитивная психология;
  2. разобраться, что даёт психолог когнитивного развития бизнесу.

Когнитивная психология как одно из направлений когнитивной науки

Сами термины “когнитивность”, “когнитивистика” происходят от латинского “cognitio” — изучение, осознание, познание. В более широком контексте это можно обозначить как становление знания, находящего своё выражение в мыслях и действиях (поступках).

Шестигранник когнитивной наукиКогнитивная психология представляет собой одну из граней шестиугольника когнитивной науки. Пожалуй, не погрешу против истины, если скажу, что наряду с лингвистикой и искусственным интеллектом (ИИ) — это третья, наиболее крупная и развитая, грань. Остальные грани: нейронаука, антропология и философия.

Так или иначе, но все 6 направлений когнитивистики, включая ИИ, пытаются разобраться, что происходит (или может происходить) как внутри, так и вне черепной коробки человека.

Оставив в стороне тонкости подхода смежников к проблеме, обозначу суть когнитивной психологии: для понимания человеческих действий и поступков необходимо знать и понимать, как и какие сознательные и бессознательные процессы протекают в разуме человека. Точнее говоря, когнитивная психология изучает процессы восприятия, запоминания, накопления и обработки информации, напрямую влияющие на мышление как отдельного индивида, так и целых человеческих сообществ. То есть, в целом речь идёт о вопросах:

  • как мы получаем информацию из окружающей среды — восприятие;
  • как мы обрабатываем, кодируем и храним эту информацию — память;
  • как мы декодируем/используем эту информацию — память, мышление, воображение и т. п.

Когнитивный подход в психологии бизнеса: алхимия в действии

Алхимия психологии бизнесаВ общем-то это и есть самая настоящая алхимия. Вечная игра между декартовским “я мыслю, следовательно, я есмь” и “бытие определяет сознание”, да простит меня Карл Маркс.

Не впадая в метафизику: наше первичное бытие (среда) формирует наше мышление, которое volens nolens определяет наше последующею бытие. То есть в процессе становления личности наш разум формирует некую устойчивую картину мира, в соответствии с которой мы и мыслим, и действуем, продолжая поддерживать незыблемость равновесия сложившейся в нашей голове картинки.

- Насколько верна эта картинка?
- Как она соотносится (соответствует или противоречит) картинам мира нашего окружения?
- Как мы можем это использовать?
- Можно ли эту картину корректировать?
- Как правильно реагировать на обрушение картины мира и возникший когнитивный диссонанс?

Эти и другие подобные вопросы верны как для отдельного человека, так и для бизнеса, т. к., по сути, любой бизнес — не только отражение своего создателя, но и совокупность представлений о том, что правильно, а что нет для всех работников компании.

В результате я, как когнитивно-поведенческий психолог, специализирующийся на работе с руководителями корпораций, вынуждена определять, что не так как с руководителем, так и с бизнес-процессами. И не только определять, но и разъяснять, как и что необходимо сделать, чтобы стало так, как надо.

На словах выглядит достаточно просто, не правда ли? Однако на деле всё оказывается сложнее, не столько для меня, сколько для ведомого. Мало того, что корректировка мыслительных и поведенческих паттернов не приведёт к автоматическому выправлению управления как людьми, так и бизнесом в целом (это всё, помимо прочего, руководителю нужно постоянно отслеживать). Так ведь ещё далеко не каждый человек с лёгкостью “сдаст без боя свою территорию” — т. е. согласиться с тем, что в некоторых вопросах он заблуждается, и постарается исправить ситуацию.

Прежде всего нужно чётко уяснить: конечная цель и смысл существования любой организации, её успешность совершенно по-разному воспринимается директором, линейным менеджером и уборщицей бабой Клавой. Оптимизация бизнес-процессов может быть весьма привлекательна для собственника бизнеса, однако крайне чревата для того же рядового менеджера с техслужащей. И наоборот — то, что представляется полезным для компании бабе Клаве, совет директоров не видал в страшных снах.

УборщицыТем не менее без уборщицы — никуда. Да и к слову: технический персонал зачастую видит и понимает изнанку внутренних межличностных отношений очень даже неплохо, пусть и “со своей колокольни”. Подчеркну — межличностных. Впрочем, про менеджеров тоже не забываем.

Я ни в коем случае не призываю поменять всех ТОП-ов на уборщиц. Нет. Хотя, некоторым директорам было бы весьма кстати на время примерить на себя роль того же линейного менеджера.

Речь о том, что в любом организационном процессе задействованы совершенно различные люди, начиная от руководства и заканчивая уборщиками. И каждый со своими поведенческими паттернами, которые все вместе оказываются деструктивными и разрушительными для организации.

Осознанность — вот ключ к пониманию как своих собственных мыслей и поведения, так и поведения окружающих. Кроме того, без осознанности не может быть ясного понимания и организационных процессов.

Как психолог когнитивного развития я не только помогаю разобраться во всём этом. Я и обучаю. Когнитивные процессы внутри компании — это её способ познания и структурирования своего мира. И чем точнее когнитивные модели предприятия, тем успешнее организация.

Говоря коротко и несколько утрируя, я беру вашу голову и работаю с её содержимым, а также с тем, на что (и куда) направлено ваше внимание. Без лоботомии и трепанации черепа я нежно, но непоколебимо избавляю вас от иллюзий и ложных представлений, в результате чего меняется и ваше поведение. Разумеется, всё это при вашем полном согласии и содействии.

Теги: , , , , ,

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности.